В современных городах часто возникает необходимость в контроле проезда на территории, которые по каким-либо причинам должны быть доступны только ограниченному числу лиц.
Автоматические шлагбаумы зарекомендовали себя как отличные устройства для этого ‒ они надежно перегораживают подъездную дорогу, могут быстро и просто открыться для тех, кто имеет доступ в закрытую зону. При этом установка такого комплекса не заставит владельцев отдавать крупные суммы ‒ это доступное оборудование, даже если оно относится к премиальному сегменту. Вот почему шлагбаумы так часто можно увидеть на городских парковках и въездах во дворы многоквартирных домов.
Повсеместное введение платных общественных парковок (особенно это актуально для Москвы и других крупных городов) приводит к неприятным последствиям для жильцов. В их дворах паркуется посторонний транспорт, что не только нервирует жителей и мешает им ставить свои автомобили, но и затрудняет проезд спецтранспорта ‒ скорой помощи, машин аварийных и пожарных служб. Поэтому все больше владельцев квартир задумываются об установке шлагбаума при въезде на придомовую территорию. Это поможет упорядочить движение во дворе, пропускать в него только «свои» машины, а дежурный на операторском посту сможет открыть проезд для тех, кто приехал по просьбе жильцов.
Как согласовать установку шлагбаумного пункта доступа
При достаточном уровне организации собственников жилья, договориться о совместной покупке и установке несложно, но в процессе легализации шлагбаума нужно быть внимательным. Главное, что нужно помнить ‒ монтировать его самовольно нельзя. За несогласованные действия власти не только выпишут крупный штраф (до 150 000 рублей для юридических и 2000 для физических лиц), но и заставят разобрать комплекс за счет жильцов дома. Поэтому необходимо соблюдать всю процедуру, хоть это и долгий, малоприятный процесс. Чтобы узаконить
шлагбаум, нужно:
- Оформить придомовую зону по принципу долевой собственности ‒ она, хоть и принадлежит по умолчанию жильцам (по ЖК РФ), но без общего собрания, решения по этому вопросу и оформления протокола обойтись не удастся. Выбранный представитель проходит госрегистрацию прав в муниципальных органах.
- Получить официально зафиксированное согласие большинства проживающих в доме (от 51%) на установку комплекса. Для этого организовывается собрание с голосованием по вопросу, обговаривается модель шлагбаума, его стоимость назначаются ответственные за установку и так далее.
- Разработать проект комплекса. Это можно сделать самостоятельно или передать компании-исполнителю. Шлагбаум не должен ограничивать перемещение пешеходов, на закрытую территорию нужно организовать свободный доступ спецтехники ‒ для этого стоит дополнить комплекс будкой дежурного, видеонаблюдением для диспетчера или заключить договор с охранным агентством.
- Согласовать установку со всеми службами: это совет депутатов округа, пожарная инспекция и ГИБДД (именно в таком порядке). Сначала бумаги рассматривают в муниципалитете (до 30 дней), потом, с выданным разрешением, пакет перенаправляется в пожарную инспекцию.
- Купить и установить шлагбаум.
Для оплаты комплекса, кстати, москвичи могут воспользоваться муниципальной субсидией ‒ у жильцов дома, расположенного в зоне оплачиваемой парковки, есть право на возмещение 50 000 рублей (для одного шлагбаума). В целом же стоимость оборудования и установки сильно зависит от особенностей самого двора.
Выбор шлагбаума для дворов
Сейчас на рынке работает огромное количество изготовителей и продавцов такой техники. Они предлагают шлагбаумы, которые отличаются по цене, пропускной способности, другим характеристикам. Чтобы сориентироваться в выборе, стоит знать, что
автоматические шлагбаумы в зависимости от стоимости подразделяются на:
- бюджетные шлагбаумы ‒ это продукция компаний из России, близлежащих стран (например, Doorhan или An-Motors) или небольшие по размерам, малоинтенсивные образцы от европейских марок
- бизнес шлагбаумы ‒ это малогабаритные, но мощные и быстрые шлагбаумы от ведущих производителей (BFT, Nice и так далее), крупные конструкции от отечественных изготовителей
- премиум шлагбаумы ‒ комплексы экстра-класса от лучших брендов (в частности ‒ Came и Faac), современные, интенсивные, многофункциональные и комфортные.
Как правило, к придомовой территории прилегают неширокие автодороги, и у жильцов есть возможность оборудовать проезд очень качественной техникой, не затратив на это больших денег. Часто во дворах устанавливают продукцию итальянских брендов ‒
Came,
Nice,
BFT. Она технологична, может долго служить без поломок, проверена многими пользователями. На выбор (и, соответственно, стоимость) также влияет то, насколько насыщен транспортопоток в комплексе. Если жильцов очень много, и они постоянно проезжают через шлагбаум, то есть риск поломки не рассчитанного на это оборудования. Выяснить возможности комплекса помогает параметр интенсивности. Он показывает, как соотносится время работы и «отдыха» техники. Использование шлагбаума может быть:
- малоинтенсивным (30%) ‒ подходит для малоквартирных комплексов или домов, в которых траффик упорядочен (например, Came Gard 2500)
- средней интенсивности (50%) ‒ для домов со стандартным движением (утро-вечер) и достаточно большим количеством пользователей (например, FAAC 617BPR)
- интенсивным (как правило, это низковольтная техника) ‒ она чаще используется на производстве, но может быть установлена в очень больших домах, в которых транспорт постоянно перемещается (например, Came Gard 4000, Came Gard 4040/4, Nice Signo4).
Для кондоминиумов рекомендуют использовать среднеинтенсивные шлагбаумы ‒ стопроцентный показатель, конечно, обеспечит большее удобство, но и стоимость такой техники выше. Также имеет значение, как управляется пропускной пункт: с помощью будки дежурного с операторской кнопкой или с
пультов ДУ, которые получают владельцы транспорта. Без диспетчера, кстати, обойтись все равно не удастся ‒ он будет пропускать машины специального назначения или гостей дома.
Брелок радиоуправления тоже не будет лишним ‒ так шлагбаум можно будет открыть, не выходя из автомобиля. Практически все производители с хорошей репутацией следят за тем, чтобы блоки управления были укомплектованы нужной платой, а заказать необходимое количество пультов и запрограммировать их не составит труда. Для многоквартирных домов лучше покупать устройства, которые копируют сигнал не с блока управления, а с головного радиопередатчика ‒ так распространить устройства ДУ среди жильцов будет проще.